ТРЕТЕЙСКИЙ СУД при UFCA

Право интеллектуальной собственности на торговую марку


В соответствии со ст. 1 Парижской конвенции торговая марка относится к объектам промышленной собственности. Главная разрешающая функция торговой марки следует из самого определения. Выделение маркированных товаров или услуг из массы конкурирующих с ними помогает владельцу марки в продаже товаров или оказании услуг, а потребителю - в выборе надлежащих товаров или услуг среди подобных. Торговая марка имеет также гарантийную функцию, то есть гарантирует потребителям знакомую им качество товаров (услуг). Присущая коммерческой марке и рекламная функция, цель которой - привлечь внимание потребителей к товарам (услугам), маркированных определенным торговыми марками.


Если торговая марка содержит элемент (элементы), которые не охраняются, то в решении о регистрации марки и в реестре, если это необходимо, указывают, что данный элемент не является предметом самостоятельной правовой охраны.

Мотив торговой марки - это аспект торговой марки, рассчитан на определенный вид восприятия. Мотив марки может быть: визуальный (графический) - рассчитан на зрительное восприятие; фонетический (звуковой) - рассчитан на слуховое восприятие; семантический (смысловой) - смысловое содержание обозначения, его используют как торговую марку и т.д.

Также можно определить еще несколько разновидностей торговых марок:
  • Коллективная марка - это торговая марка союза, хозяйственной ассоциации или иного добровольного объединения предприятий, предназначенный для обозначения производимых и (или) реализуемых ими товаров, имеющих единые качественные или иные общие характеристики.
  • Ассоциативная марка - это торговая марка, которая является тождественной (аналогичной) или сходной с марками, уже зарегистрированными в отношении однородных товаров и (или) услуг. Следствием регистрации ассоциативной марки является невозможность передачи права на нее из-за вероятности спутанность на основании сходства.
  • Индивидуальная торговая марка - это торговая марка, право на которую принадлежит одному лицу.
  • Региональная торговая марка - это торговая марка, зарегистрированная в международном региональном органе в соответствии с региональной международной сделки.
  • Международная марка - это торговая марка, зарегистрированная международным регистрационным органом в соответствии с международным соглашением, в частности согласно Мадридскому соглашению о международной регистрации знаков и Протокола к Мадридскому соглашению о международной регистрации знаков.
  • Описательная марка - это обозначение, прямо или косвенно указывает на объект, к которому это обозначение применяют, с помощью одной из характеристик, его определяет. Таким обозначением, как правило, правовую охрану не предоставляют. Исключение составляют случаи, когда описательная марка на основании длительного использования приобретает вторичного значения.
В описательных марок относят обозначения, общеупотребительными как обозначения товаров и услуг определенного вида, указывают наих вид, качество, количество, свойства, назначение, ценность, на место и время изготовления или сбыта товаров или предоставления услуг, а также ставшие общепринятыми символами и терминами. Таким обозначением не может быть предоставлена правовая охрана, так как по сути они не имеют различительной способности.

В соответствии со ст. 6 Парижской конвенции все страны-участницы указанной Конвенции обязаны предоставлять на своей территории защиту маркам, которые по определению компетентного (административного или судебного) органа страны регистрации или страны использования получили статус хорошо известных марок по тождественных или сходных товаров и (или) услуг.

Например в России, защита хорошо известной марки не связана с обязательным условием регистрации товарного знака в Роспатенте или использование его в другой стране. Нужно только, чтобы марка была признана в стране хорошо известна, а таковой она может стать, например, как в результате рекламы в этой стране, так и в результате воздействия рекламной кампании, которую проводят в других странах.

При определении степени популярности учитывают известность марки определенном сектора общества, который может состоять из фактических и (или) потенциальных потребителей, лиц, участвующих в обеспечении каналов сбыта товаров и (или) услуг, в отношении которых применяют торговую марку, или деловых кругов, деятельность которых связана с такими товарами или услугами. Даже если только одному из секторов марку воспринимают как хорошо известную, это является основанием для признания ее хорошо известной в этой стране.

Конфликтующая торговая марка - это марка, вступает в конфликт с тождественной или похожей разрешающей маркой, промышленным образцом или объектом авторского права в связи с наличием у другого лица предыдущих прав на указанные объекты.

Что касается конфликта между торговыми марками, то в соответствии с законодательством многих стран регистрацию марки, конфликтует с зарегистрированной торговой маркой, имеет предварительное право на основании регистрации, отклоняют, даже если владелец последней не отстаивает это право. В этом случае основанием для отклонения регистрации в первую очередь является то, что использование конфликтующих торговых марок может ввести потребителей в заблуждение, а этого следует избегать, даже если заинтересованные стороны не отстаивают свои права.

Анализ результатов работы в сфере правовой охраны интеллектуальной собственности в Украине за последние годы свидетельствует, что активность отечественных изобретателей, авторов промышленных образцов и полезных моделей, остается стабильно высоким.