ТРЕТЕЙСКИЙ СУД при UFCA

ТАК ЛИ СТРАШЕН ДЕФОЛТ ДЛЯ УКРАИНЫ?


История о государственных займах и дальнейшей несостоятельности вовремя возвращать свои долги начинается еще с незапамятных времен. Первый известный пример государственного дефолта имел место еще в IV веке до н.э., когда несколько греческих городов-государств не смогли вернуть предоставленные им кредитные средства. Если страна вовремя не рассчитывается со своими кредиторами, считается, что она находится в состоянии дефолта.
Большинство стран за свою историю, по крайней мере, один раз объявляли дефолт. Смена правительства не оправдывает государство в вопросе неуплаты долгов своих предшественников. Конечно, есть несколько исключений - Франция во времена правления династии Бурбонов (после французской революции), и отказ США от уплаты долгов Конфедерации (после гражданской войны), Неплатежеспособные страны, как правило, не отказываются от уплаты долга, a проводят реструктуризацию - вариант так называемой "стрижки" (реструктуризации с частичным списанием долга - ред.).
Долговая яма 
Последнее время слово на букву "Д" преследует Украину: ее экономика находится в ужасном состоянии. В 2014 году ВВП страны потерял почти десятую часть, а украинская валюта потеряла около 50% своей стоимости. Теперь инфляция составляет около 25%, а у нового правительства быстро заканчиваются деньги. Доходность гособлигаций Украины поднялась до рекордного уровня: финансовые рынки готовятся к дефолту.
Украине тоже следует учитывать возможность инициации дефолта и в любом случае, она не должна прибегать к разрушительным дорогостоящим краткосрочным займам с целью его предотвращения. Страна уже получила многочисленные займы для обслуживания своих иностранных облигаций, многие из которых рассчитаны на краткосрочное погашение и высокие проценты. 
Очень трудно понять, каким образом падающая экономика Украины способна погасить свои текущие долги. Чем дольше Украина отсрочивает сроки погашения, тем более болезненной будет ситуация, когда она, в конце концов, не сможет выполнить свои обязательства. Следовательно, наилучший совет для правительства Украины - начать переговоры с владельцами облигаций о так называемых "стрижках".  Так как балансировка внешних выплат с помощью краткосрочного долга не позволяет правительству сфокусироваться на экономике страны. К тому же рефинансирование долга тоже может привести лишь к минимальным изменениям в системе, как в случае с Грецией, которая избежала дефолта благодаря наибольшей государственной финансовой помощи за всю историю, но которая осталась одной из наименее конкурентоспособных экономик в Европе под руководством олигархии.
Выйти сухим 
Ситуация обострится в декабре 2015-го, когда Украина должна будет погасить задолженность в размере 3 млрд долларов своему самому дерзкому кредитору - России. Хотя, проблемы могут возникнуть значительно раньше. В соответствии с условиями трехмиллиардного займа от России, доля государственного долга к ВВП Украины не должна превышать 60%. Если Украина превысит этот уровень - Россия сможет потребовать досрочного погашение долга. Официальная статистика о государственных финансах Украины выйдет в марте или в апреле.
Такая ситуация может создать как экономические, так и политические основания для того, чтобы западные кредиторы "разрешили" дефолт в Украине. Это может подтолкнуть их к проведению постдефолтоной реструктуризации: до сих пор реформы были медленными и неэффективными, а система использования западных средств была непрозрачной и сомнительной. Запад не должен "соглашаться" на проведение любой "стрижки" пока управление на всех уровнях - от министерского до регионального, через все ветви власти и все 3500 государственных компаний - не станет эффективным и прозрачным.
Сценарий, в котором Россия все же будет настаивать на погашении задолженности - не так уж и плох для Украины. Современное международное право не дает России возможности для предъявления, в связи с этим, каких-либо территориальных, или других, связанных с войной, претензий. Те требования, которые представлены в Страсбурге и ООН, не влекут за собой значительных материальных последствий. Если Россия предъявит свои требования относительно погашения долга - Украина может отказаться его платить. Единственным доступным средством правовой защиты для России может быть предъявление иска в английский суд, поскольку долговые обязательства обеспечиваются на основе английских законов. Украина должна приготовиться к подаче многочисленных встречных исков и требовать полного раскрытия информации относительно договоренностей о долге между российским правительством и тогдашним президентом Януковичем - увеличивая, тем самым, политическое и финансовое давление на них.
Статья подготовлена сайтом VoxUkraine.org специально для ЛІГАБізнесІнформ 
Автор - Саша Боровик. Родился во Львове, закончил юридический факультет Гарвардского университета, работал главным юристом по работе с государственным сектором в компании Microsoft. Сейчас руководит региональным юридическим отделом компании Akamai Technologies в Лондоне.