История о государственных займах и
дальнейшей несостоятельности вовремя возвращать свои долги начинается
еще с незапамятных времен. Первый известный пример государственного
дефолта имел место еще в IV веке до н.э., когда несколько греческих
городов-государств не смогли вернуть предоставленные им кредитные
средства. Если страна вовремя не рассчитывается со своими кредиторами,
считается, что она находится в состоянии дефолта.
Большинство
стран за свою историю, по крайней мере, один раз объявляли дефолт. Смена
правительства не оправдывает государство в вопросе неуплаты долгов
своих предшественников. Конечно, есть несколько исключений - Франция во
времена правления династии Бурбонов (после французской революции), и
отказ США от уплаты долгов Конфедерации (после гражданской войны),
Неплатежеспособные страны, как правило, не отказываются от уплаты долга,
a проводят реструктуризацию - вариант так называемой "стрижки"
(реструктуризации с частичным списанием долга - ред.).
Долговая яма
Последнее время
слово на букву "Д" преследует Украину: ее экономика находится в ужасном
состоянии. В 2014 году ВВП страны потерял почти десятую часть, а
украинская валюта потеряла около 50% своей стоимости. Теперь инфляция
составляет около 25%, а у нового правительства быстро заканчиваются
деньги. Доходность гособлигаций Украины поднялась до рекордного уровня:
финансовые рынки готовятся к дефолту.
Украине тоже
следует учитывать возможность инициации дефолта и в любом случае, она не
должна прибегать к разрушительным дорогостоящим краткосрочным займам с
целью его предотвращения. Страна уже получила многочисленные займы для
обслуживания своих иностранных облигаций, многие из которых рассчитаны
на краткосрочное погашение и высокие проценты.
Очень трудно
понять, каким образом падающая экономика Украины способна погасить свои
текущие долги. Чем дольше Украина отсрочивает сроки погашения, тем более
болезненной будет ситуация, когда она, в конце концов, не сможет
выполнить свои обязательства. Следовательно, наилучший совет для
правительства Украины - начать переговоры с владельцами облигаций о так
называемых "стрижках". Так как балансировка внешних выплат с помощью
краткосрочного долга не позволяет правительству сфокусироваться на
экономике страны. К тому же рефинансирование долга тоже может привести
лишь к минимальным изменениям в системе, как в случае с Грецией, которая
избежала дефолта благодаря наибольшей государственной финансовой помощи
за всю историю, но которая осталась одной из наименее
конкурентоспособных экономик в Европе под руководством олигархии.
Выйти сухим
Ситуация
обострится в декабре 2015-го, когда Украина должна будет погасить
задолженность в размере 3 млрд долларов своему самому дерзкому кредитору
- России. Хотя, проблемы могут возникнуть значительно раньше. В
соответствии с условиями трехмиллиардного займа от России, доля
государственного долга к ВВП Украины не должна превышать 60%. Если
Украина превысит этот уровень - Россия сможет потребовать досрочного
погашение долга. Официальная статистика о государственных финансах
Украины выйдет в марте или в апреле.
Такая ситуация
может создать как экономические, так и политические основания для того,
чтобы западные кредиторы "разрешили" дефолт в Украине. Это может
подтолкнуть их к проведению постдефолтоной реструктуризации: до сих пор
реформы были медленными и неэффективными, а система использования
западных средств была непрозрачной и сомнительной. Запад не должен
"соглашаться" на проведение любой "стрижки" пока управление на всех
уровнях - от министерского до регионального, через все ветви власти и
все 3500 государственных компаний - не станет эффективным и прозрачным.
Сценарий, в
котором Россия все же будет настаивать на погашении задолженности - не
так уж и плох для Украины. Современное международное право не дает
России возможности для предъявления, в связи с этим, каких-либо
территориальных, или других, связанных с войной, претензий. Те
требования, которые представлены в Страсбурге и ООН, не влекут за собой
значительных материальных последствий. Если Россия предъявит свои
требования относительно погашения долга - Украина может отказаться его
платить. Единственным доступным средством правовой защиты для России
может быть предъявление иска в английский суд, поскольку долговые
обязательства обеспечиваются на основе английских законов. Украина
должна приготовиться к подаче многочисленных встречных исков и требовать
полного раскрытия информации относительно договоренностей о долге между
российским правительством и тогдашним президентом Януковичем -
увеличивая, тем самым, политическое и финансовое давление на них.
Статья подготовлена сайтом VoxUkraine.org специально для ЛІГАБізнесІнформ
Автор - Саша
Боровик. Родился во Львове, закончил юридический факультет Гарвардского
университета, работал главным юристом по работе с государственным
сектором в компании Microsoft. Сейчас руководит региональным юридическим
отделом компании Akamai Technologies в Лондоне.